О компании
|
Главная / Компания «Авант» /
О велосипедах
Прототипы велосипедов были о четырех колесах и начали их делать сразу в нескольких странах еще в 17 веке. Первый двухколесный деревянный
агрегат появился во Франции в 1818 г. (изобретение барона Карла де Дрез). Педалей у него не было и катались, отталкиваясь от земли ногами; Только в 70-х годах 19 века англичанин Джеймс Старли разработал модель, которую стала выпускать промышленность. «Двухподвес» был изобретен англичанами в 1885 г., планетарная втулка в заднем колесе - в 1897 г. А двумя годами раньше французы стали делать байки из алюминия.Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда россияне считают уральца Ефима Михеевича Артамонова - крепостного Пожвинского завода Всеволжского (графа, князя ли - узнать не удалось).
Родился Ефим в 1776 году в семье Михея Артамонова - специалиста по строительству барж, и уже мальчиком стал помогать отцу. Когда ему было 14 лет, отца его отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа, а Ефима послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ему часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката. Спустя десять лет «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и следует считать годом изобретения самоката - прототипа современного велосипеда. Самокат Артамонова был железный, имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в два раза больше заднего. Крепились они изогнутой металлической рамой.
В 1801 году Артамонов решил поехать на самокате в Петербург.
Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. Однако, преодолевая трудности, настойчивый изобретатель проехал на самокате до Петербурга, а затем направился в Москву. За это ему пожаловали двадцать пять рублей и дали вольную... Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего хозяина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить». Изобретение Артамонова было забыто.
В 1896 г. историк-экономист В. Д. Белов в своей книге об истории уральских заводов упомянул о том, что в 1801 г. на коронации Павла I некий мастеровой Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде и за это получил, вместе со своей семьей, вольную. Это сообщение Белова в XX в. стало основой легенды о русском изобретателе-самоучке Артамонове - создателе велосипеда, на котором он якобы приехал из Нижнего Тагила в Петербург. Авторы статьи показывают, что эта легенда не имеет под собой никаких оснований. Так, в 1801 г. короновали не Павла I, а Александра I, а хранящийся в музее Нижнего Тагила велосипед Артамонова, как показал химический анализ железа, был сделан не ранее 1870 г., так что даже сторонники легенды вынуждены признать, что музейный экспонат является скорее народным памятником изобретателю велосипеда. По мнению авторов в легенде об Артамонове получила своеобразное отражение реальная история выдающегося тагильского изобретателя Е. Г. Кузнецова-Жепинского, который с 1785 по 1801 гг. работал над созданием оригинальных конных дрожек с механизмами, которые приводили в действие верстометр и музыкальный орган. Испытания и публичные демонстрации этого экипажа - он был подарен императрице Марии Федоровне - проходили в 1801 г. в Москве, и вскоре Кузнецов и его племянник Артамон с семьями были по приказу Императора отпущены на волю. По-видимому, именно это, надежно подтвержденное документами, событие послужило Белову основой для легенды, в которой фигурировал уже Артамонов в качестве изобретателя велосипеда - технического устройства, покорившего в конце ХIX в. всю Европу. Позже, однако, легенда Белова была забыта и возродилась в 40-е гг. XX в.
Типы современных велосипедов (классификация)
Многие считают, что существует всего три разновидности велосипедов: горный, спортивный, он же шоссейный и дорожный, он же городской. Но это лишь три основных типа. В последнее время появилось очень много новых типов и подтипов, поэтому классификация также меняется. К примеру, раньше гоночным велосипедом назывался исключительно шоссейный, но теперь под гоночным велосипедом вполне может подразумеваться и горный, если он ориентирован на соревнования по кросскантри.
Ниже изложена довольно подробная классификация велосипедов, которая будет полезна тем, кто хочет выбрать велосипед в соответствие со своими потребностями.
Горный велосипед (MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)
Наиболее распространенный и популярный на сегодняшний день тип велосипедов. Маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества или вне дорог, по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.
По конструктивным особенностям амортизации колес горные велосипеды делятся на ригиды (rigid) – без амортизации, хардтейлы (hardtail) – с амортизационной вилкой и двухподвесочные байки (full-suspension) – с амортизационной вилкой и задней подвеской. Изредка встречаются так называемые софттейлы (softtail) – байки с амортизационной вилкой и специальной конструкцией перьев заднего треугольника рамы, обеспечивающей незначительную амортизацию заднего колеса.
По назначению маунтинбайки делятся на байки для даунхилла, фрирайда, кросскантри, фристайла, дерта и обычные горные велосипеды – байки «общего назначения».
Большую часть недорогих и средних по цене MTB составляют «велосипеды общего назначения» (allround MTB, AM), т. е. неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам и бездорожью. Это именно то, что нужно большинству катающихся по различным дорогам, но не спортсменам и не любителям попрыгать. Чаще всего, хотя и не обязательно, это хардтейлы, обеспечивающие относительно высокую или среднюю по высоте посадку, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Производитель нередко устанавливает на велосипеды этого типа не внедорожную резину, а полуслики. Так же часто есть возможность установить всевозможное дополнительное оборудование: крылья, багажники и прочее. Иногда встречаются модели с низкими («женскими») рамами. Примером могут служить велосипеды Author от Basic до Context и Format DOZYPTILA.
По мере увеличения стоимости MTB, они начитают обретать ту или иную специализацию.
Ближе всего к обычным горным велосипедам общего назначения – велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов рассчитан на то, чтобы помочь спортсмену двигаться максимально быстро и с минимальными потерями по умеренно пересеченной местности, как с горы, так и в гору – соревнования проводятся на кольцевой трассе. Обычно это хардтейлы с легкими баттированными рамами и удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для агрессивной езды. Рейсинговые байки комплектуются короткоходной, нередко, блокируемой амортизационной вилкой с ходом 80-100 мм и оборудованием выше среднего уровня. Примером таких велосипедов могут служить велосипеды Scott, Forward.
В последние годы на кросскантрийные велосипеды иногда устанавливаются дисковые тормоза. Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании.С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.
Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) представляют собой двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Вес велосипеда достигает 20 и более килограмм. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость таких велосипедов. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.
Промежуточным вариантом между байком для даунхилла и обычным горным велосипедом, можно считать велосипед для фрирайда (freeride, FR). Обычно фрирайдные велосипеды похожи на даунхилльные, но уже приспособлены для езды не только вниз с горы. Т. е. они весят поменьше, комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог.
Кроме того, у некоторых производителей можно встретить такой подтип байков, как бэккантри (backcountry) – еще более облегченная версия велосипедов, по сравнению с фрирайдными, но более прочная, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Бэккантри байк может быть хардтейлом или двухподвесом. К этому подтипу MBT можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Genius MC – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм.
К классу горных велосипедов можно отнести и велосипеды специально разработанные для путешествий, такие, как Scott Nomad '2004 (на фото слева). Кроме того, сейчас выпускаются и горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Format DZELOTUS.
Дертовый велосипед (Dirt MTB) – MTB с очень низкими усиленными рамами, мощными колесами и широченной резиной (до 3). Основное предназначение – дерт, фристайл, стрит. Характерный представитель – Forward TR811.
Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Материалом рамы может быть обычная хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, углепластик (карбон). Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Колеса 26'' (559 мм), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором.
Манетки всегда располагаются на руле, так что переключать передачи можно не отрывая от него рук, что особенно важно на плохих дорогах. В настоящее время горные велосипеды оборудутся 21-27 передачами, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами.
Горный велосипед – один из самых универсальных типов велосипедов, хотя лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе. На данный момент это и самый «модный» велосипед.
Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе.На фото Forward R2210.
Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть самыми различными: хорошая хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, композитные материалы. Дополняет раму жесткая вилка, которая также может быть выполнена из любых перечисленных выше материалов.
Колеса, как правило, 27'' (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах устанавливаются клинчерные шины высокого давления, однотрубки уже стали редкостью. Две или три ведущих звезды и 8-10 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого – 16-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. Старые и недорогие велосипеды оборудуются манетками, расположенными на раме. Тормоза клещевого типа.
На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.Фото Forvard СТ562.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная или алюминиевая рама, жесткая, а иногда и амортизационная, вилка, большие колеса (28'', 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически всегда установлены несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже – подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование.
Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном», может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде.
Современные ситибайки обычно комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач (обычно от трех до восьми). Например, Shimano Nexus или SRAM Spectro. Раньше городские велосипеды часто имели одну передачу и назывались в нашей стране дорожными (Украина или Десна, например), а за границей single speed или coaster brake. Изредка можно встретить велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно было бы также отнести к городским.
К классу городских относятся и так называемые крузеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытяутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка очень высокая или даже с наклоном назад, опираясь на спинку. Своего рода стилизация под старые велосипеды и мотоциклы.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но такие велосипеды достаточно тяжелы и не предназначены для экстремальных нагрузок.
Гибрид (Hybrid)
Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.
Один из таких велосипедов – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.
Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из стальных или алюминиевых труб. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. В последнее время большинство гибридных велосипеды оборудуется короткоходными амортизационными вилками с ходом 40-60 мм. Встречаются модели даже с амортизационной подвеской заднего колеса, причем, сконструированной так, что на велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары.
Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28'', 622 мм). Они могут быть собраны на двустенных ободах и шинах шириной до 44 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть из «комфортных» групп (Shimano Nexave, C900 ... C050).
Багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать (cross bike) – обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда (trekking bike) – прогулочные велосипеды. Некоторые компании, напрмер Scott и Marin, выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными приводами, жесткими вилками и узкими колесами – например, Scott Roadster. Фактически это шоссейные велосипеды с немного усиленными рамами и прямыми рулями.
Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет заметно лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме полного бездорожья. К тому же, за пару последних лет выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился.
Туринг (Touring, туристический велосипед)
Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие – широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного. Тормозная система может заимствоваться от горного велосипеда или быть шоссейной.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Но встретить этот тип велосипедов нелегко не смотря на то, что эти велосипеды известны много лет: из крупных производителей их собирают только Trek и Cannondale. Правда, нередко подобные велосипеды собираются самостоятельно.
Велосипед для триала и фристайла (BMX)
Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20 с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.
Складной велосипед (Folding bike)
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или в метро. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния, хотя на подобных велосипедах ездят даже в кругосветки!
Иногда складные велосипеды бывают многоскоростными, что, впрочем, не очень улучшает их ходовые качества. Колеса, как правило, 20 или 24.
Главный недостаток всех складных велосипедов – очень большой вес рамы и плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес.
Трековый велосипед (Track bicycle)
Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27'', хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.
Детский велосипед (Kids bike)
Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные аналоги горных или шоссейных велосипедов.
Другие типы велосипедов
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные, ...
Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с горизонтальной на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов в нашей стране называют лигерад, а за границей – recumbent bike. Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это 2 колеса.
Резюме
Так какой же велосипед нужен именно вам? Этот вопрос касается, конечно же, новичков, выбирающих свой первый велосипед или тех, кто плохо знаком с современными велосипедами. Прежде чем покупать велосипед, подумайте, как вы будете его использовать: ездить ли на работу или на дачу, кататься ли вечером в парке или гонять с крутых гор, а может быть – прыгать по бордюрам, скамейкам и прочая. Пофантазируйте, ведь начав активно кататься, вы наверняка будете расширять сферу применения своего велосипеда. Потом походите по магазинам, посмотрите, что есть в продаже. Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или даже три разных велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует.
Кратко можно было бы ответить на этот вопрос следующим образом. Если вы ищете велосипед для езды с дачи на лесное озеро, то хорошим выбором может стать недорогой горный или гибридный велосипед. Если хотите удобно добираться от дома до работы и обратно – ситибайк. Если вы регулярно ездите из города на дачу по маршруту с проселочными дорогами – гибрид. Если вы не желаете съезжать с хороших шоссе и любите скорость – шоссейный велосипед. А возможно, под ваш стиль езды больше подойдет двухподвесочный горный, туринг, складной или какой-нибудь другой велосипед.
Главное – определиться в том, где и как вы собираетесь ездить.
|