Шинный калькулятор

Шинный калькулятор

Главная / Компания «Авант» /

История шин

Dunlop: история шины-пудинга.

 

Как известно, пневматическая шина была запатентована в 1846 г. неким господином Уильямом Томсоном. Однако широкого применения она не получила. По дорогам уверенно колесили тогда кареты, фаэтоны, и спроса на подобную продукцию не было. Изобретение было забыто. С начала 80-х гг. XIX в. над созданием новой конструкции шины работали одновременно несколько инженеров, но в историю вошел дилетант – шотландский ветеринарный врач Джон Бой Данлоп. Сегодня его имя олицетворяет гигантскую шинную империю и высочайшее качество.

 

Собственно о причинах, заставивших Джона Боя Данлопа, переизобрести пневматическую шину, есть два мнения. Приверженцы «Гринписа» и просто любители животных считают, что как врач, Данлоп не мог не беспокоиться о комфортной перевозке больных буренок, собаченок и прочих друзей наших меньших, которым могла причинить вред дорожная тряска. Ну а последователям принципа «все лучшее - детям» больше нравится другая версия: как-то крошка сын Данлоп попросил отца придумать что-нибудь для того, чтобы ему было мягче кататься на любимом велосипеде. Ради родного дитя хороший отец готов на все, в том числе на революцию в автомобильной промышленности.
Так или иначе, но три колеса велосипеда были усовершенствованы при помощи обыкновенного садового шланга для поливки газона. Проведенные во дворе испытания показали, что такая конструкция обеспечивает мягкое и комфортное движение не в пример существовавшим тогда сплошным шинам. Не лишенный коммерческой жилки ветеринар получил 3 июля 1888 г. патент на свое изобретение, его ближайший конкурент из профессионалов опоздал, как оказалось, всего на 4 дня. Так курьезно началась история пневматических шин. Изобретение нуждалось в финансовой поддержке и коммерческом развитии. В ноябре 1889 г., некий Харви дю Крос основал Pneumatic Tyre and Booths Cycle Agency Ltd., в Дублине, куда одним из директоров был приглашен Джон Бой Данлоп.
Несмотря на то, что не только велосипед уже получил повсеместное распространение, но и автомобиль не был такой уж большой редкостью, требовались большие усилия для преодоления общественного мнения. Для человека конца 19 столетия пневматические шины казались просто…смешными! В том же 1889 г. шина Данлопа выдержала свое первое общественное испытание на Спортивных состязаниях Колледжа Королевы в Белфасте. Уильяма Хума прибывшего на место гонок с велосипедом, оснащенным пневматическими шинами, приветствовали ироническими криками: колеса из пудинга, сосиски, буфер. Однако, толпа скоро замолчала - спортсмен уверенно победил во всех заездах.
Гораздо сложнее оказалось обойти британское законодательство. Дело в том, что в Англии на безлошадные несущие конструкции были наложены строгие ограничения, эффективно душившие любое ноу-хау. Автомобили не имели права двигаться со скоростью более шести километров в час и при этом перед транспортным средством, пока оно двигалось, должен был идти специальный человек, несущий большой красный флаг. Не удивительно, что англичане не спешили пересаживаться на автомобиль. Наиболее популярным средством передвижения оставался велосипед, а любимым спортом стали велосипедные гонки, так что производство именно велосипедных пневматических шин было обречено на успех, а компания Данлопа - на процветание.
Тем временем, во Франции уже состоялись первые всемирные автомобильные гонки. Pneumatic Tyre and Booths Cycle Agency Ltd., вовремя осознала это континентальное лидерство, и в 1893 г. основала свои филиалы во Франции и Германии и Австралии. В 1894 г., шины Данлопа были впервые сделаны в Канаде, а через два года их уже продавали в Южной Африке и Австралии. В 1896 г. был, наконец, отменен закон о Красном Флаге и английская шинная промышленность получила новый импульс для развития. В тоже время Pneumatic Tyre and Booths Cycle Agency Ltd. получила в честь изобретателя название THE DUNLOP PNEUMATIC TYRE COMPANY. Однако, сам Джон Данлоп сделав в возрасте 48 лет свое открытие, больше не принимал участия в развитии и дальнейшей разработке пневматической шины. Он умер в 1921 г. в возрасте 81 года.
Зато огромное значение и необходимость становления шинной науки понимали лидеры компании DUNLOP и именно на DUNLOPе была создана первая в мире лаборатория для испытаний шин. Мощнейшая научная база, заложенная еще в 1920-е гг., позволяет этой фирме оставаться одним из мировых лидеров и по сей день. DUNLOP стал первым в использовании резиновых и стальных шипов на протекторе и первым разделил протектор шины на несколько рядов, что повысило его износостойкость при сохранении хорошего сцепления с дорожным покрытием. В 30-е годы на шинах DUNLOP впервые в мире появились боковые грунтозацепы. Инженеры DUNLOP'a были среди пионеров внедрения бескамерной шины. Компания DUNLOP, опережая других, в 1911 году стала производить авиационные шины, а в 1929 году начала производство шин для сельскохозяйственных машин.
Многие из разработок DUNLOP'a были слишком прогрессивны для своего времени и только сейчас воплощаются в жизнь. Например, еще 25 лет назад инженеры DUNLOP'a сконструировали шину, способную за счет качества резины проехать полностью без воздуха около 100 км без ущерба для себя. В 70-80-ые гг. эта разработка оказалась не востребована, однако, сейчас, когда ведется борьба с каждым лишним килограммом веса автомобиля, идея избавиться от «запаски» получила особую привлекательность. Уже сейчас такими шинами DUNLOP комплектуется Альфа Ромео, а в будущем, скорее всего, абсолютно все автомобили будут ездить на такой «обувке». Не остается DUNLOP в стороне и от другой популярной идеи - создания «умной шины», согласно которой покрышка должна сообщать о своем состоянии водителю, также как и остальные системы автомобиля при помощи выведенных на панель управления датчиков.
Видимо, с исторической королевской гонки в Белфасте, где прошла испытание первая шина Данлопа, участие в спортивных соревнованиях стало хорошей традицией компании DUNLOP. В знаменитых и сложнейших суточных автогонках Le Mans, где как никогда проявляются именно комплексные характеристики покрышки, шины DUNLOP побеждали ровно половину - 34 раза, больше, чем какие-либо другие. В Формуле-1 марка DUNLOP появилась с момента создания этого гоночного класса. В актив DUNLOP можно записать такие инженерные новации, как первая дождевая покрышка в Формуле-1, созданная в 1956-м г., или применение два года спустя нейлонового корда, позволившее почти на треть уменьшить массу шины. Неудивительно, что в конце 50-х - начале 60-х британские покрышки стали лучшими в королевских гонках. На Гран При Монако-58 Морис Тринтиньян принес DUNLOP первую победу, а уже через год Джек Брэбэм завоевал на британских покрышках чемпионский титул. На три года, с 1961-го по 1963-й, DUNLOP стал первым в истории Формулы-1 шинным монополистом. В 1962 г. впервые в Формула-1 DUNLOP применил для производства шин синтетический каучук, который позволил сократить время прохождения круга еще на 1%. Однако, в 1964 г. в Гран При вернулся Goodyear, а два года спустя и Firestone. Шинные войны с американскими гигантами продолжались несколько сезонов, но в 1970-м DUNLOP не выдержал конкуренции и покинул Ф-1. Последний, пусть и не очень громкий успех пришел к британским шинам на Гран При Японии 1976 г., когда Масахиро Хасеми на диковинной Kojima прошел один круг быстрее всех своих соперников.
За время своего участия в Гран При шины DUNLOP одержали 83 победы, столько же раз устанавливали лучшее время круга и в 75 случаях стартовали с первой позиции. На их счету 8 чемпионских титулов и 9 Кубков конструкторов. Лишь Goodyear удалось добиться в Формуле-1 большего.